О практике ностальгии / About the practice of nostalgia


C некоторых пор я стал замечать в себе чувство внутренней неустроенности. Анализируя его, я понял, что оно было со мной всю жизнь. Начиная со школы, где я испытывал на себе буллинг со стороны сверстников, заканчивая отношениями, где это ощущение неустроенности было для меня предпочтительным, как что-то знакомое. Далее, я вспоминаю, что точно такое же чувство сопровождало моих родителей, а также моих бабок и дедов.

Мне представляется, что моя ситуация не является чем-то уникальным, а представляет собой довольно распространённый синдром нашего времени. Я воспринимаю его как следствие какой-то коллективной травмы, которая длится уже довольно долго. Возможно, это последствия распада Союза или что-то ещё более давнее.

В творчестве Андрея Платонова можно найти это чувство как ощущение прекрасного предмета в будущем, которое рождает чувство текущей незаполненности. Это то, что является каким-то обремененным наследством, скрытно передающимся из поколения в поколение.
На это наследство следует закономерная реакция младшего поколения — оно не принимается. В итоге получается, что среднее поколение отрицает старое и отрицается новым. Возникает разрыв. Нарушение. Что не может способствовать целостности личности. Мы становимся неустроенными, нелюбимыми и, может быть, не готовыми любить. А потому это наследство, отрицаясь по форме, принимается по существу.

Вследствие чего возникают формы компенсации любви. К личным формам можно отнести художественные высказывания, которые служат способом проговорить разрыв. К общим формам можно отнести стремление к разделению на правых и неправых, поиск места и т. д.
В конечном итоге моей бессознательной формой компенсации становится фотография. Я начинаю фотографировать, чтобы заполнить пустоту внутри себя. Но фотография — это проявление той внутренней реальности, которая действует внутри фотографа. И со временем мои изображения стали складываться в сообщение, говорящее мне об этом чувстве, о том, какой разрыв я пытаюсь озвучить и заполнить. Этот период я условно разделяю на три главы, три этапа в соответствии с тем ощущением, которое я проживал в соответствующее время.

Первая глава
Укрыться от грозы

Это начало истории, которое отсылает к буллингу в школе. Буллинг — это состояние, где и жертва, и агрессор одинаково страдают, по-разному выражая одно застревание. Данный взгляд демонстрирует напряжение, желание убежища, отсутствие принадлежности к группе. VHS-видеокамера становится способом возвращения в то школьное, архивное время, запечатленное на старых пленках. Необходимость возвращения состоит в переживании этого состояния снова, чтобы его понять и озвучить.
Озвучивание происходит через наблюдение посредством VHS за современностью, где ощущается то же знакомое отношение неустроенности. При этом, поскольку принадлежность к группе с тех пор так и не была налажена, это наблюдение осуществляется мной за незнакомыми мне людьми.
Таким образом, я озвучиваю это чувство из прошлого, проживая его сегодня как некоторое коллективное напряжение. Я иду в околодеревенское, народное для того, чтобы дать свободу этому взгляду, прочувствовать разрыв на коллективном уровне и попробовать найти связь как способ устранения разрыва. Установление связи я вижу через формулирование некоторого общего метафизического языка, через обнаружение поля общего предания. Через поиск образа моих дедов и бабок.

Вторая глава
Примирение

После того как я осознал своё состояние отчуждения, я пытаюсь обрести принадлежность к группе через иной взгляд на мир. Здесь также присутствует школьная история, сложность, но я бы хотел простить, отпустить это как прошлое. Я смотрю на людей ностальгическим, но в то же время новым для меня взглядом. Этот взгляд прямой, не из укрытия.
Через этот взгляд проявляется мое желание любви, моя потребность в ней. И я, в виду своей художественной природы, выношу его в коллективную плоскость, предлагая и другим смотреть друг на друга таким же взглядом, и тем самым вспоминая или пробуждая это желание к будущему, мечту. Это та мечта, которую мы как общество, кажется, где-то потеряли.
Новый взгляд направлен на деятельность, он устремлен в будущее, но не в одиночку, а в сообществе других людей.
В качестве инструмента я также использую ностальгирующую оптику VHS-камеры, которая помогает задать нужный режим смотрения друг на друга — через свои светлые воспоминания.

Третья глава
Внутренний туризм

В этой части происходит развитие этого нового чувства через исследование найденной совместности, через путешествие по общему летнему месту, некоторое юное путешествие из прошлого. Я наблюдаю за незнакомыми мне людьми посредством дружественного взгляда. Это то, какой бы могла быть, вероятно, дружба в то время, и то, чего не случилось. Поэтому это ностальгия о том, чего не было. Это сама мечта...
Но так ли это? Удалось ли мне избавиться от моего наследства?


It all starts with the feeling of unsettledness of my grandparents, which is transmitted to my parents, and then to me. This state seems to me normal, natural, and therefore I choose it in a relationship. And although something is drilling inside, it's as if there is still no maturity to understand what. Therefore, there is some long duration, life in this aspect, hibernation. Material is being accumulated for awareness, making a breakthrough.

It seems to me that my situation is not unique, it is a fairly common syndrome of our local time. I understand this to mean that there is some kind of long-lasting collective trauma. Perhaps this is the breakup of the union, perhaps something earlier. Andrey Platonov can also find this feeling as a feeling of a beautiful object in the future, which gives rise to a feeling of current emptiness. This is inheritance that is secretly passed down from generation to generation.

This inheritance is followed by a natural reaction of the younger generation - it is intuitively denied. As a result, it turns out that the middle generation denies the old and is denied by the new. There is a gap. Violation. Which cannot contribute to the integrity of the personality. I, we become unsettled, unloved, and maybe not ready to love. Therefore, this inheritance, being denied in form, is accepted in essence. The "impossible beautiful object" looms ahead again, like a desire for something.

As a result, forms of compensation of love appear. Not only local, for example, artistic statements such as pronouncing a gap, not integrity, but also global. Global ones can include both collective ones - the desire to prove, the division into right and wrong, etc., and frequent ones - stubbornness, pride, self-isolation, the search for a better place or just the search for a place.

My personal expression of this desire takes place in the chapter "Versöhnung", where an awakened young feeling, not yet realizing itself, nevertheless looks at others with a nostalgic look, remembering what it is in essence - that this is a desire for activity, this is a aspiration into the future, but not alone, but in a community of others through each other.

Through this practice of nostalgia, my desire for love is articulated. And I, in view of my artistic nature, try to bring it to the collective plane, offering others to look at each other in this way, and thereby remembering or awakening this desire as a dream.

As a tool, I use the nostalgic optics of a vhs camera, which helps to set the desired mode of looking at each other - through memories.

In the chapter "Domestic tourism", this action is continued through the study of the found compatibility, through a journey through a common place.

In the chapter "Take shelter from the thunderstorm", overcoming the gap, personal resistance, I go to the the village, folk, pilgrimage, in order to reconnect.

The search for a connection is carried out through the formulation of a common metaphysical language, through the creation of a field of common tradition. As a tool, vhs is also used here, as a way to obscure the present, averaging it with the past.

The desired connection is a connection with the beginning, with my grandparents, I go to them. But you have to come with me. Because we need a process, a closure, without which there will be no integrity. There will be no finding of love.