О практике ностальгии / About the practice of nostalgia


Мысль вращается вокруг отсутствия любви. Наверное, можно начинать с локальной истории, и через это локальное раскручивать до глобального. Либо же наоборот, глобальное служит причиной локального.

Начинается все с чувства неустроенности моих бабок и дедов, которое передается моим родителям, а затем и мне. Это состояние кажется мне нормальным, естественным, а потому я его выбираю и в отношениях. И хотя что-то сверлит внутри, но как-будто еще нет зрелости понять, что. Поэтому идет некоторое долгое дление, жизнь в этом аспекте, спячка. Копится материал для осознания, совершения рывка. Спячка, это отсутствие, замыкание в себя, эскапизм.

Потом появляется человек, который своей одаренной чувственностью снимает эту печать, запускает процесс внутреннего поиска. Этот процесс пока еще не очень осознанный. Т.е. я как философствующий, могу вроде как формулировать свое состояние, но эти формулировки оказываются мнимыми, не пробивают стену формального, не касаются внутреннего. Истинное же совершается у меня в непосредственно-интуитивном художественном действии, которое подлежит последующей расшифровке. Собственно поэтому я и считаю себя художником, а не философом.

Как мне кажется, моя ситуация не уникальна, она является достаточно обычным синдромом нашего локального времени. Я понимаю это так, что есть некоторая довольно давно длящаяся коллективная травма. Возможно, это распад союза, возможно что-то более раннее. У Андрея Платонова также можно найти это чувство как ощущение прекрасного предмета в будущем, которое рождает чувство текущей незаполненности. Это то, что является обремененным наследством, скрытно передающимся из поколения в поколение.

На это наследство следует закономерная реакция младшего поколения - оно интуитивно отрицается. В итоге получается, что среднее поколение отрицает старое и отрицается новым. Возникает разрыв. Нарушение. Что не может способствовать целостности личности. Я, мы становимся неустроенными, не любимыми, и может быть, не готовыми любить. А потому, это наследство, отрицаясь по форме, принимается по-существу. Впереди опять маячит "несбыточный прекрасный предмет", как желание чего-то.

Тогда возникают формы компенсации любви. Не только локальные, например, художественные высказывания как проговаривание разрыва, не целостности, но и глобальные. К глобальным можно отнести как коллективные - желание доказать, разделение на правых и не правых, и т.д., так и частые - упрямство, гордость, замыкание на себя, поиск лучшего места или просто поиск места.

Мое личное выражение этого желания происходит в проекте "Versöhnung", где пробужденное юное чувство еще не осознавая себя, тем не менее смотрит на других ностальгическим смотрением, вспоминая, что оно такое по-сути - что это желание к деятельности, это устремление в будущее, но не единолично, а в сообществе других, через друг друга.

Через эту практику ностальгии артикулируется мое желание любви. И я, в виду своей художественной природы, стараюсь вывести его в коллективную плоскость, предлагая и другим смотреть друг на друга таким образом, и тем самым, вспоминая или пробуждая это желание как мечту.

Предлагая, посредством своих наблюдений, взглянуть друг на друга сквозь ностальгирующую оптику vhs камеры, я хочу, чтобы мы посмотрели на самих себя другими глазами - через свои воспоминания, и тем самым обнаружили в себе утрату друг друга.

Таким образом, примирение означает - найти друг друга снова, и таким образом, обрести цель.

Более осознанное действие происходит в проекте "Take shelter from the thunderstorm", где я, преодолевая разрыв, личное сопротивление, иду в около-деревенское, народное, паломническое, для того, чтобы восстановить связь.
Поиск связи осуществляется через формулирование общего метафизического языка, через создание поля общего предания. В качестве инструмента, тут так же используется vhs, как способ, затуманивающий настоящее, усредняющий его с прошедшим.

Искомая связь - это связь с началом, с моими бабками и дедами, я иду к ним. Но и вы должны пойти вместе со мной. Потому что нужен процесс, замыкание, без которого не будет целостности. Не будет обретения любовности.

---

The thought revolves around the lack of love. Probably, you can start with a local story, and through this local spin up to a global one. Or, on the contrary, the global causes the local.

It all starts with the feeling of unsettledness of my grandparents, which is transmitted to my parents, and then to me. This state seems to me normal, natural, and therefore I choose it in a relationship. And although something is drilling inside, it's as if there is still no maturity to understand what. Therefore, there is some long duration, life in this aspect, hibernation. Material is being accumulated for awareness, making a breakthrough. Hibernation is absence, withdrawal, escapism.

Then a person appears who, with his gifted sensuality, removes this seal, starts the process of internal search. This process is not yet very conscious. That is, as a philosopher, I can sort of formulate my condition, but these formulations turn out to be imaginary, do not break through the wall of the formal, do not touch the inner. The true thing happens to me in a directly intuitive artistic action, which is subject to subsequent decoding. That's actually why I consider myself an artist, not a philosopher.

It seems to me that my situation is not unique, it is a fairly common syndrome of our local time. I understand this to mean that there is some kind of long-lasting collective trauma. Perhaps this is the breakup of the union, perhaps something earlier. Andrey Platonov can also find this feeling as a feeling of a beautiful object in the future, which gives rise to a feeling of current emptiness. This is inheritance that is secretly passed down from generation to generation.

This inheritance is followed by a natural reaction of the younger generation - it is intuitively denied. As a result, it turns out that the middle generation denies the old and is denied by the new. There is a gap. Violation. Which cannot contribute to the integrity of the personality. I, we become unsettled, unloved, and maybe not ready to love. Therefore, this inheritance, being denied in form, is accepted in essence. The "impossible beautiful object" looms ahead again, like a desire for something.

Then there are forms of compensation for love. Not only local, for example, artistic statements such as pronouncing a gap, not integrity, but also global. Global ones can include both collective ones - the desire to prove, the division into right and wrong, etc., and frequent ones - stubbornness, pride, self-isolation, the search for a better place or just the search for a place.

My personal expression of this desire takes place in the project "Versöhnung", where an awakened young feeling, not yet realizing itself, nevertheless looks at others with a nostalgic look, remembering what it is in essence - that this is a desire for activity, this is a aspiration into the future, but not alone, but in a community of others through each other.

Through this practice of nostalgia, my desire for love is articulated. And I, in view of my artistic nature, try to bring it to the collective plane, offering others to look at each other in this way, and thereby remembering or awakening this desire as a dream.

By offering, through my observations, to look at each other through the nostalgic optics of a vhs camera, I want us to look at ourselves with different eyes - through our memories, and thereby discover the loss of each other.

Thus, reconciliation means finding each other again, and thus finding a purpose.

A more conscious action takes place in the project "Take shelter from the thunderstorm", were, overcoming a gap, personal resistance, I go to the village, folk, pilgrimage, in order to reconnect.
The search for a connection is carried out through the formulation of a common metaphysical language, through the creation of a field of common tradition. As a tool, vhs is also used here, as a way to obscure the present, averaging it with the past.

The desired connection is a connection with the beginning, with my grandparents, I go to them. But you have to come with me. Because we need a process, a closure, without which there will be no integrity. There will be no finding of love.